Работа астролога сопряжена с необходимостью сознательно или бессознательно руководствоваться теми или иными, зачастую существенно отличающимися от обыденных, представлениями о времени. Ведь именно с проявленным в астрологическом символизме содержанием прошлого и будущего работает астролог.
Философская категория времени, человек в нём и отношения человека с ним изучались с незапамятных времён. В нашем изложении мы предпримем попытку сопоставить три концептуальных подхода ко времени с астрологической практикой на её основе и исключительно в целях самой этой практики.
Вопрос о предопределённости будущего и связанный с ним вопрос о свободе выбора едва ли разрешимы и корректны с точки зрения философии. Дело в том, что нет способа проверить или опровергнуть гипотезу о свободе выбора, поскольку отсутствует возможность проверить этот факт на практике — прожить один и тот же момент времени невозможно дважды.
В физике априорно постулируется равнозначность любых моментов времени в том смысле, что физические законы, в которые время входит как параметр, не зависят от времени. Действительно, от времени не зависят фундаментальные физические постоянные (скорость света в вакууме, гравитационная постоянная, постоянная Планка, элементарный заряд, постоянная Больцмана) — на то они и фундаментальные. Или, скажем, обратная квадратичная зависимость закона всемирного тяготения не дрейфует от времени обратно в кубическую. В физике также незыблем принцип причинности — следствие не может предшествовать причине. Сначала чашка упала, а потом разбилась, более того, целая летящая к земле чашка не может (не должна) знать о том, на сколько частей она разобьётся, куда и как разлетятся осколки. Принцип причинности — эмпирически установленный принцип, справедливость которого неопровержима на сегодняшний день, но нет доказательств его универсальности.
Другое дело астрология. Астрологи — практики, мы погружаем пальцы во время, а не наблюдаем его через пуленепробиваемое стекло физических теорий, мы внутри, а не снаружи. Нам нет дела до того, что физика не в состоянии описать работу астрологии, точно так же, как потомственному лозоходцу, безошибочно отыскивающему подземные воды, нет дела до того, что физика не способна этот феномен объяснить и от беспомощности почитает его за шарлатана.
Вместе с тем, мы, астрологи, для повышения качества нашей практики остро нуждаемся не в физических, но метафизически содержательных объяснениях астрологи- ческих феноменов, с которыми повседневно имеем дело. Эти объяснения, которые можно условно назвать гипотезами, далеки от научных. Главное в них, однако, не отходить от принципов герметических — незыблемых для нашей дисциплины. Цель метафизических гипотез сугубо практическая — дать практикам модельное представление о формах, направленности, силе и, возможно, смысле астрологического влияния. В предлагаемых метафизических моделях не подразумевается глубокое онтологи- ческое содержание. Предлагаемые концепции являются лишь изложением авторского понимания, имеющего ценность исключительно для астрологической практики.
Синхронизаторы
В нашем космическом доме, Солнечной системе, мы наблюдаем преимущественно циклические процессы — все планеты имеют свои характерные циклы: сидерические, синодические, драконические и прочие периоды. Двигаясь согласно своим ритмам, небесные тела совместно каждую минуту создают для земного наблюдателя никогда не повторяющийся рисунок, графическое представление которого астрологи называют гороскопом. Гороскоп, таким образом, отражает срез времени, где никогда не останавливающиеся небесные тела представлены, как на фотографии, в определённом положении в Зодиаке, в определённом положении друг относительно друга.
Изучая такой срез, мы видим, что какой-то аспект уже почти точный, а какой-то только вошёл в орбис, где-то наблюдается начало парного цикла между планетами, а где-то планета только что совершила ингрессию. И такой космической игре нет ни начала, ни конца. Аналогия тому — река: каждое мгновение новая вода протекает перед глазами, рисунок волн на её поверхности никогда не повторяется, однако сама река остаётся прежней. Возвращаясь от аналогии к астрологии: несмотря на уникальность, любой момент времени принципиально не отличается от другого — всё та же суперпозиция циклов всё тех же планет.
Немыслимо остановить ток воды, немыслимо остановить движение планет, как и движение времени. Только символически, ради своих, человеческих, задач мы можем остановить мгновение. Мы фиксируем гороскоп тогда, когда мгновение, по нашему человеческому разумению, является важным и осмысляется по-особенному. Важнейшим из таких мгновений является момент рождения. Каждый из нас есть материализация в человеческом облике информационного содержания того момента пространства и времени, когда включился наш радикс. Накатывающиеся на гороскоп рождения волны нового времени создают мистерию человеческой судьбы.
Астрологическая актуальность может быть описана общим для всех (мунданным) образом, безотносительно к каким-либо важным событиям, предполагающим фиксацию момента. Например, можно задаться вопросом, насколько хорош сегодняшний день? Утром, к примеру, Луна закончила квадратуру к Меркурию и после 14 часов по местному времени станет делать трин к Юпитеру, а вот после 19 часов вообще покинет знак. Картинка дня перед глазами: большинству людей утром надо быть осторожными в дороге, вероятно снижение внимания, суета, после обеда для многих будет время воодушевления и прилива сил. В данном примере время дня рассматривается в динамике. Также в динамике могут рассматриваться и более длительные астрологические феномены, например, то формирующийся, то распадающийся квадрат Урана и Плутона на интервале с 2011 по 2016 год.
С первого взгляда может показаться, что структура времени, явленная в виде геометрии и динамики космических тел объективно (то есть без наделения человеком важностью отдельных его моментов) есть абсолютная изменчивость, ведь каждый момент уникален. Астрологическая практика убеждает, что это не вполне так. Чтобы обосновать это утверждение, вернёмся к сказанному. Ткань времени, его мгновенное сечение, представленное в гороскопе, содержит разные состояния астрологических планет. Что это значит? Некая планета находится в знаке Зодиака, и, значит, в прошлом был момент, когда она в этот знак вошла. Войдя в знак, она тем самым в этот момент обрела своё новое качество.
Получается, что весь интервал времени, пока планета находится в знаке, протекает под этим влиянием, начало которого было заложено в момент ингрессии. Две планеты всегда находятся на каком-либо угловом расстоянии друг от друга, возможно, в каком-либо угловом аспекте или стремятся к нему. Значит, некогда в прошлом было точное соединение между ними, а этот момент определяет начало парного цикла. Самый известный пример — момент новолуния, начало лунного синодического цикла, одного из важнейших для обитателей Земли. То есть информационная природа новолуния важна и незримо окутывает своим влиянием весь лунный месяц вне зависимости от других постоянно меняющихся мунданных феноменов.
Получается, что, помимо непрерывной изменчивости, структура времени описывается важными с астрологической точки зрения явлениями — моментами, которые будем называть синхронизаторами. К синхронизаторам можно отнести, к примеру, все ингрессии планет, все начала парных циклов. Сила влияния различных синхронизаторов, равно как и период их влияния, существенно различаются.
Синхронизатор — это мгновение, а значит, на момент синхронизатора может быть построен гороскоп, если это мгновение привязать к конкретным географическим координатам. Важно отметить, что гороскоп синхронизатора не является гороскопом рождения чего бы то ни было.
Любой синхронизатор лишь описывает особенности того интервала, в пределах которого находится в силе, поскольку любой синхронизатор имеет интервал своего влияния. Несмотря на то, что синхронизатор — это по природе гороскоп транзита, информационное содержание любого синхронизатора принципиально выходит за рамки описания того момента пространства и времени, когда он сформировался. Оно в том, что синхронизатор в свёрнутом виде содержит информацию обо всём периоде своего влияния. Подобно тому, как молекула ДНК в свёрнутом виде вмещает всю биологическую информацию о живом существе — геном, синхронизатор в свёрнутом виде несёт информацию о содержании того времени, которое суждено прожить нативу на интервале действия данного синхронизатора.
Синхронизаторы можно разделить на мунданные, основанные на транзитных феноменах, имеющих отношение к миру в целом, и персональные, специфичные для натива и определяемые его радиксом.
К важнейшим мунданным синхронизаторам можно отнести ежегодную ингрессию Солнца в знак Овна, новолуния, солнечные и лунные затмения, мутации (случающиеся каждые 20 лет соединения Юпитера с Сатурном).
Персональные синхронизаторы — это хорошо знакомые астрологам солары и лунары. Персональными они являются потому, что для их построения требуется опорная карта, а именно — радикс.
Важнейшим вопросом является интервал влияния синхронизатора.
Начнем с аналогии. Многим приходилось летать на самолетах, в том числе ночью. Перед посадкой на подлёте к населённому пункту ночью с высоты нескольких сотен метров видны дорожки фонарей вдоль дорог. Сама дорога почти не видна, а вот установленные на одинаковом расстоянии друг от друга фонари создают цепочки, тянущиеся вдоль и поперек населённого пункта, как разложенные на земле бусы. Этот образ является хорошей иллюстрацией идеи синхронизаторов. Мы погружены во временные потоки и обусловлены временем; у нас есть память о прошлом, мгновение настоящего и основанное на опыте предвосхищение будущего. Поэтому только геометрические аналогии позволяют нам говорить о структуре времени.
Если переместиться на освещённую в тёмное время улицу, то окажется, что ярче всего она освещена под фонарями, а темнее всего будет где-то между ними. Синхронизаторы в нашей аналогии суть фонари на улице, а улица — актуальное течение времени, информационное содержание которого описывается постоянно меняющимся транзитом. Другими словами, синхронизатор не только оказывает информационное влияние на то время, когда он случился, но также наделяет свойственной ему специфической окраской некоторую временную окрестность вокруг себя.
Разовьём аналогию. При движении вдоль улицы, чем ближе к фонарю, тем светлее под ним. В темноте пространство вокруг фонаря видно благодаря фонарю, благодаря особенностям его, как осветительного прибора: цвету, яркости, размерам, направленности света. Если фонарь желтый, белый, зеленоватый, голубоватый, то окружающая территория окрашивается цветом фонаря, притом сама территория остаётся неизменной. Если фонарь мал по размерам, он даёт резкие тени, если яркий, то под ним светло, если расстояние до ближайшего фонаря большое, то значимость этого фонаря будет выше. В нашей аналогии восприятие улицы существеннейшим образом зависит от того, как она освещена и какими именно фонарями.
Реальность улицы в нашей аналогии — актуальный мунданный транзит, где протяжённость улицы есть стрела времени. Синхронизатор, актуальный в данный момент, похож на фонарь, под которым оказался пешеход в своём движении вдоль улицы, — сильный в этом месте свет фонаря может или исказить, или подчеркнуть, или выделить тот интервал времени, в пределах которого действует синхронизатор.
Подобно тому, как светлее всего под фонарем, максимальное влияние синхронизатора наблюдается вблизи момента его формирования, но постепенно утрачивается по мере удаления во времени в любом направлении.
Из такого описания синхронизаторов вытекает их важнейшая особенность — нарушение принципа причинности, суть которого, как известно, в том, что следствие не может предшествовать причине. При движении вдоль улицы, если фонарь остался позади, свет от него становится всё слабее, в то время как поток света от следующего фонаря нарастает. Пространственная аналогия не вызывает недоумения и кажется совершенно естественной, однако если в нашем рассмотрении пространство есть время, то получается, что будущий, ещё не случившийся синхронизатор уже влияет на сегодняшнюю актуальность. Будущее накатывает на нас, события будущего уже незримо с нами.
Необъяснимое наукой и неприемлемое обыденным сознанием нарушение принципа причинности отражается, проявляет себя в астрологической практике. Солнечные обращения и затмения, как считает большинство астрологов, начинают действовать за недели и даже месяцы до момента формирования в небесах — а ведь и те, и другие являются важнейшими синхронизаторами. Описанный факт можно объяснить, предположив зеркальность времени, то есть его течение одновременно в противоположных направлениях, притом, что человеку доступно восприятие лишь одного из них.
Каждый момент времени, подобно тому, как брошенный в пруд камень порождает концентрические волны, отправляет в прошлое и будущее информационное содержание, поэтому в своём настоящем мы испытываем влияние ещё не свершившегося будущего. Так, используя инвертированные, то есть обращённые вспять, прогностические техники, можно увидеть события, произошедшие в жизни взрослого человека, как случившиеся задолго до рождения во времена детства его родителей. Будущее на нас действует, тогда когда оно ещё не случилось.
Например, если человек родился в 1970 году и рассматривается его транзит на 2017 год, то есть ему 47 лет, допустимо рассматривать обратный транзит на 1923 год, который символически будет иметь отношение к актуальности натива в 2017 году. Логика рассуждений приводит к совсем уже, казалось бы, невозможным выводам. Например к тому, что сегодняшняя актуальность символически описывает события в жизни наших еще нерождённых детей. Симметричной природой времени обосновывается предложенный автором подход симметричных дирекций, или так называемый принцип инвариантности в дирекциях.
Порой мы задаёмся вопросом, чем привлекли в свою жизнь именно это событие? Возможно, ответ в том, что эхо ещё нереализованного будущего достигло нас сегодня, и по принципу резонанса мы притянулись к нему, как к магниту. Получается, что каждый из нас проживает своё будущее не как нетронутую целину — в нашем будущем уже непостижимым образом пробиты дороги судьбы. И отражением этих дорог являются синхронизаторы.
Если любой синхронизатор — это гороскоп, то для его построения важно не только время, но и место. Ведь именно место даёт уникальную домификацию, или сетку астрологических домов. Положение планет в космограмме синхронизатора с точностью до параллакса для всех точек земного шара одно и то же. Однако сетка домов делает гороскоп синхронизатора уникальным для данной территории.
Например, для ингрессии Солнца в Овен обязательно найдётся долгота, где эта ингрессия совпадёт со временем восхода Солнца, а через полмира — придётся на закат. Гороскопы одного и того же синхронизатора в разных частях мира могут приходиться даже на различные календарные даты.
Гороскопы одного и того же синхронизатора, построенные для разных точек Земли, соответственно, предполагают разные интерпретации. Так карты мутации, построенные на столицы разных государств, описывают различные сценарии экономического развития и разную проблематику в этих странах на интервале в 20 лет.
Как уже отмечалось, важными синхронизаторами являются такие астрологические феномены, которые включают светила — Солнце и Луну, наиболее влиятельные астрологические объекты. Солнце, проходя по Зодиаку, каждый год приходит в точку Овна. Между Рыбами и Овном не просто граница знака — там непреодолимый разрыв, как говорят математики — сингулярность. Гороскоп, построенный на момент ингрессии Солнца в Овен, символически в общем виде описывает события всего грядущего года. Время влияния этого синхронизатора — год.
Светила каждый месяц соединяются в новолуние. Новолуние есть важный мунданный синхронизатор, символически описывающий временной интервал продолжительностью в месяц. Сверх-новолуния или сверх-полнолуния вблизи Лунных узлов — это затмения. Период действия затмений, как синхронизаторов, составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Влияние затмений в астрологии трудно переоценить.
Важнейшие персональные синхронизаторы — солары и лунары, или солнечные и лунные возвращения. Момент, когда включился радикс, зафиксировал планеты в Зодиаке на всё время жизни натива, их градусы, минуты и секунды. Но каждый месяц Луна приходит в ту же точку Зодиака, которую она занимала в момент рождения. Это происходит через 27,32 суток, или через тропический месяц. На момент, когда Луна пришла в своё натальное положение, строится гороскоп — это лунар. Аналогично каждый год Солнце приходит в ту же точку, которую оно занимало в момент рождения, — это солар. Обращения — солары и лунары — как прогностическая техника призваны описывать события, соответственно, года или месяца.
При построении гороскопа синхронизатора, основанного на положении Луны (лунары, затмения), абсолютно необходимо учитывать параллакс. Дело в том, что параллакс Луны, как ближайшего к Земле объекта, может достигать одного градуса в Зодиаке. А это значит, что версии гороскопов, основанных на положении Луны с учётом параллакса и без его учёта, могут различаться по времени до двух часов — время, за которое Луна проходит один градус. Разница в два часа даёт различия в положении MC на целый знак, что делает принципиально различными сетки домов, а ведь домификация — важнейший фактор анализа и интерпретации любых гороскопов, синхронизаторов в том числе.
Вернёмся к нашей аналогии. Применительно к персональным синхронизаторам сама улица и всё, что расположено вдоль неё, то, как она устроена, как ориентирована и так далее — это наша актуальная транзитная ситуация. Однако улица может быть по- разному оформлена или подсвечена. И эта подсветка указывает на ту или иную особенность, а иногда и опасность — плохая освещённость улицы или, напротив, яркий свет в глаза могут стать причиной ДТП.
Может быть и такая особенность, что все дома на улице одинаковые, но какой-то из них определённым образом выделен и обращает на себя внимание, и тогда хочется посмотреть, что на вывеске, узнать, кто там живет, какова его история. Другими словами, синхронизаторы помогают сконцентрировать внимание на чём-то, что уже и так есть,— свет фонаря не может сам породить новый дом или ландшафт. Синхронизатор вынуждает взглянуть на актуальность с определённой точки зрения, с определённого ракурса. Это подобно тому, как впечатление от фотографии существеннейшим образом зависит от освещения, и всё же основой фотоснимка был и остаётся его сюжет.
Любой синхронизатор имеет определённый период действия, однако период этот никогда не может быть установлен точно. Интервалы влияния синхронизаторов одной природы перекрываются. Подобно тому, как, отойдя от одного фонаря, но не дойдя до другого, невозможно найти такое место, где полностью отсутствует свет предыдущего фонаря и внезапно начинается свет следующего.
Рассмотрим это явление на примере солара. Рассуждения о нём подходят и для других синхронизаторов. Уместность солара, как примера, состоит в его большой распространённости.
Солар случается каждый год в дату дня рождения или ближайшую к ней. В астрологии существует несколько подходов к определению момента начала влияния солара. Перечислим их, сопроводив небольшим комментарием:
1) влияние солара данного года начинается строго в минуту солара и действует до последней минуты перед следующим соларом;
2) влияние солара начинается приблизительно за 2–3 месяца до следующего солара;
3) влияние солара начинается приблизительно за полгода до следующего солара.
В первом случае удовлетворяется принцип причинности — начало влияния солара не наступает раньше момента самого солара. Однако тогда получается, что влияние текущего солара заканчивается скачком в последнюю минуту перед следующим. Трудно понять и принять этот механизм влияния, поскольку он противоречит жизненному опыту — в день рождения таких уж качественных изменений обычно не происходит. И если сегодня, когда дни рождения принято отмечать, для кого-то этот день переживается, как этап, то прежде люди едва ли знали, когда родились, и отмечали не дни рождения, а именины.
Во втором подходе уже принимается идея, что солар начинает влиять до его наступления, однако здесь просматривается тот факт, что астрологу психологически легче принимать в расчёт и работать с моментом, который уже прошёл и пережит, а именно с датой прошедшего солара, чем с моментом будущего солара, который прожить ещё предстоит. Последний подход выравнивает влияния соларов, но обычно его последователи не задумываются о метафизическом обосновании. Во втором и в третьем подходах получается, что переход влияния от солара к солару происходит в течение какого-то неопределённого, но непродолжительного времени — через 5 месяцев после солара действует он сам, через 7 — уже следующий. Все прочие прошлые и будущие солары во всех трёх подходах вообще в расчёт не принимаются. С точки зрения концепции синхронизаторов влияние соларов происходит совершенно по-другому.
В рамках нашей концепции, бесспорно, самым сильным влиянием обладает тот из соларов, который ближе всего к рассматриваемому моменту. Причём, чем ближе — тем влияние сильнее. Одновременно свой вклад будут вносить и прошлогодний солар, и позапрошлогодний, и будущие тоже будут действовать. То есть в любой момент имеет место суперпозиция, наложение влияний всех ближайших, да и относительно далёких соларов, подобно тому, как свет от далёких фонарей станет различим, если выключить ближайшие.
Всегда чем ближе к фонарю, тем сильнее виден свет, чем ближе к моменту солара, тем сильнее его влияние. Влияние близкого солара часто бывает настолько сильным, что значимость остальных становится очень малой на этом фоне, и на практике их можно не учитывать, ну или почти не учитывать.
При прочих равных влияние солара максимально в день его формирования, но по мере удаления от него постепенно (и никак не скачком) нарастает влияние следующего. Со временем влияние соларов выравнивается, и это может происходить действительно в окрестности полугода до и после, и тогда на этот период астрологу следует исследовать как минимум оба солара.
Однако выравнивание в окрестности полугода происходит лишь в том случае, если солары приблизительно одинаковы по силе, что бывает далеко не всегда. Случаются, однако, такие сильные солары, например солары годов, когда произошли ключевые события в жизни, что влияние их будет ощущаться ещё пару лет, но, пожалуй, что не больше.
В используемой нами аналогии на реальной улице все фонари почти близнецы, и поэтому в данном месте мы должны оставить нашу аналогию. Дело в том — и это очень важно, — что каждый солар представляет собой уникальный гороскоп, разительно отличающийся от других — каждый солар уникален настолько, насколько отличается один год жизни от другого. Поэтому может статься, что солар, мощно аспектирующий радикс, оказывает влияние значительно дольше, чем ему положено по обычным срокам, то есть более, чем один год.
Тема такого солара может проявить себя более чем за год до его наступления и давать отголоски и по прошествии года. Напомню, что в традиционном рассмотрении соларов интервал влияния любого солара всегда один и тот же — это один год. На практике получается, что если руководствоваться концепцией синхронизаторов для рассмотрения соларов, то задача становится более сложной, поскольку при качественной работе нередко приходится принимать в расчёт карты не одного, а сразу нескольких разворотов, но это стоит того.
В астрологии распространена старинная идея релокации в соларах. Она состоит в том, что нативу при неблагоприятных показателях в соларе грядущего года предлагается найти такую точку на глобусе, где степень негатива в этом развороте снижается посредством более приемлемой домификации. Космограмму солара изменить невозможно, а вот сменить сетку домов — можно очень сильно.
Если прежде, в дожелезнодорожную и в доавиационную эру, власть предержащему для значимой смены домов в соларе требовались многие дни, а иногда недели и месяцы пути, то в современных условиях легко можно перемещаться по земному шару, были б на то возможности. При этом подходе предполагается, что в найденном «благоприятном» месте необязательно жить долго, достаточно только встретить там солар, как встречают Новый год, и далее можно сразу возвращаться к месту постоянного проживания.
Немалое число астрологов активно продвигают эту идею своим состоятельным клиентам. Так вот, если руководствоваться концепцией синхронизаторов, то эта идея почти полностью лишена смысла. Действительно, в нашей концепции предполагается, что солар начинает действовать задолго, за месяцы, до своей даты. И получается, что в том времени, которое приближает натива к его будущему солару, этот будущий солар уже проявляет себя, уже в силе. Другими словами, солар влияет так, как будто заранее известно, где его будет встречать натив, и чаще всего это солар, построенный на постоянное место жительства. Нет нужды развивать мысль, что на прогностику натива влияет не только, да и не столько солар, сколь другие прогностические развороты, в которых релокация или незначима, или может попросту отсутствовать, как в дирекциях. Одним словом, слукавить и обмануть «небесную канцелярию» не удастся.
Всё только что сказанное про солары, как синхронизаторы, полностью применимо к другим важнейшим в астрологической прогностике персональным синхронизаторам — лунарам и затмениям.
Последнее, на что стоит обратить внимание, так это что одновременно существует несколько семейств синхронизаторов — семейство соларов, семейство лунаров, семейство затмений, — каждое из которых обладает своей информационной значимостью, не сводимой к другим семействам.
Например, семейство персональных синхронизаторов, которое называется лунары, состоит, само собой, из лунаров, где интервал влияния каждого из них составляет приблизительно один месяц (но может и больше), а один лунар отстоит от другого всегда строго на один тропический месяц, то есть на 27,32 суток.
Итак, главные свойства синхронизаторов:
1) синхронизатор — это момент времени, а, стало быть, на него может быть построен гороскоп;
2) у каждого синхронизатора имеется свой интервал влияния;
3) интервалы влияния ближайших синхронизаторов могут пересекаться;
4) синхронизаторы — явления периодические;
5) влияние синхронизатора начинается до его точного момента.
Описанная концепция природы и работы астрологических синхронизаторов определяет место синхронизаторов в астрологическом анализе, даёт понимание, когда и как их следует учитывать. Синхронизаторы носят вспомогательный характер, их задача выделять, подчёркивать, делать акцент. Абсолютно недопустимо в прогностике рассматривать синхронизаторы, как самодостаточные техники в отрыве от всестороннего изучения радикса и других разворотов.
Роль синхронизаторов хоть и вторична, но всё же очень важна: синхронизаторы вполне могут сделать какое-то событие более императивным и неотвратимым (особенно в случае затмений), подтвердить указания на событие, проявленность которого в прочих прогностических разворотах может выглядеть неочевидной.
Плотность времени
Под плотностью времени будем понимать количество возможных сценариев развития будущего. Если плотность высока, то количество сценариев мало, содержание будущих событий во времени (будем говорить — содержание времени) в значительной степени определено. Если плотность времени низка («рыхлое» время), то количество сценариев велико, а в пределе бесконечно.
Обсудим вновь введённое понятие на примерах.
Как это часто бывает, феномены, связанные со временем, удобнее иллюстрировать на пространственных аналогиях. Водитель автомобиля в любом большом городе из точки в северном районе на южные окраины может проехать неимоверно большим количеством способов. В реальности, разумеется, любой водитель выбирает в том или ином смысле оптимальный маршрут.
С точки зрения времени это значит, что чем дальше отнесён в будущее момент времени, тем больше разнообразных исходов можно было бы ожидать. Большое число исходов — это рыхлость, слабая предопределённость будущего, в нашей терминологии — низкая плотность времени.
Рассмотрим противоположный пример. Если автомобиль проехал перекрёсток и направляется к следующему, то до следующего перекрёстка он доедет почти со стопроцентной вероятностью, если только не прекратит движение. Можно, конечно, предположить, что по какой-либо причине водитель захочет свернуть на тротуар, во дворы, на газон, только чтобы не пересекать следующий перекрёсток. Однако такой сценарий нетипичен, крайне редок, почти невероятен. Кроме того, нетрудно представить ситуацию, когда в нашей аналогии миновать точку на маршруте попросту невозможно. Например, невозможно при поездке в питерском метро, если подряд идут станции «Московская» — «Парк Победы» — «Электросила», отправившись со станции «Московская» к центру города, оказаться на станции «Электросила» без того, чтобы миновать станцию «Парк Победы». В терминах плотности времени — это плотное время, событийная содержательность которого почти полностью предопределена, избежать этого содержания практически невозможно.
О том же с другой, субъективной, стороны. Субъективное переживание содержания будущего — интуитивное ощущение плотности времени — бессознательно присутствует в переживании бытия любого человека. Действительно, насколько предопределённым представляется будущее, отнесённое от настоящего момента на 5 секунд? Кажется, что оно практически предопределено, ничего изменить невозможно. Предсказать будущее через 5 секунд в подавляющем числе случаев очень и очень легко.
В большинстве житейских ситуаций несложно предсказать будущее, которое произойдёт через час. Например, привычно отправляясь утром на работу, несложно предсказать, в какое время мы окажемся на рабочем месте, если не вмешается форс-мажор. В принципе, несложно представить, где будем через сутки, сложнее — через месяц. И почти невероятно — через год. Может ли кто доподлинно расписать конкретный момент времени в более или менее отдалённом будущем, скажем, 12 июня 2021 года, если на дворе 2017 год?
В терминах плотности времени — чем ближе к нам момент времени, тем при прочих равных субъективная плотность времени выше, и нарастает она постепенно,стремительно ускоряясь в непосредственной близости от «сейчас». В такой субъективной реальности, с таким отношением ко времени проживается человеческая жизнь.
Разумеется, в иных случаях содержание даже очень близкого момента времени представляется абсолютно случайным и поэтому субъективно неопределяемо. Примеров тому масса, например, спортивные состязания и азартные игры. Один из них — ДТП — будет рассмотрен чуть позже. Исход игры в рулетку, несмотря на секунды, отделяющие игрока от выигрыша или проигрыша, ему неизвестен и, кажется, едва ли может быть определён. А вот предопределён ли исход игры, может ли он быть известен заранее в принципе? — это вопрос вопросов. Забегая вперед, утверждаем, что да, может!
В настоящем изложении интерес представляет не субъективная, а объективная плотность времени, ибо на основе её понимания можно построить метафизическую модель того, как обстоят дела со временем в астрологии. Впрочем, соотношение объективной и субъективной плотности времени тоже очень важно, поскольку позволяет в каком-то смысле правильно выстроить отношения индивида с тем временем, которое он переживает, лучше сориентироваться в нем, а значит, сделать его содержание более эффективным, снизить связанный с неопределённостью будущего уровень тревожности. Детальное описание субъективной плотности времени не является предметом данного изложения. Впрочем, ещё пару слов о нём сказать стоит.
Субъективное переживание плотности времени принципиально отличается от объективной плотности времени. Дело в том, что субъективное основывается или на индивидуальном опыте («дорога на работу от порога до порога у меня, как правило, занимает 40 минут»), или устоявшихся правилах (расписание транспорта), или проверенных законах природы (зимой холодно, летом жарко).
Отношение субъективного и объективного содержания будущего можно проиллюстрировать следующей аналогией. Грибник может подивиться неожиданно повстречавшемуся ему у лесной тропинки огромному муравейнику. То есть в реальности грибника муравейник появился внезапно в тот момент, когда он его увидел. Объективно же муравейник существовал задолго до появления грибника в этом лесу. Теперь несложно понять, что происходит во времени. Казалось бы, случайное для человека событие, например ДТП, возникает для него в тот момент, когда он его переживает (наблюдает), ибо за считанные секунды или доли секунды до аварии ничто её вроде как не предвещало.
Здесь, если обратиться к прошлому, скажем, за сутки от ДТП, в субъективном содержании времени ДТП отсутствует — его участники «не планируют» в него попадать, его не предвидят, последствия не учитывают. В терминах субъективной плотности времени за мгновение до ДТП плотность времени была максимальной, то есть событие должно было произойти обязательно, а всего-навсего за минуту она была нулевой — шансы попасть в ДТП никто не рассматривал, поскольку вероятность эта оценивалась участниками ДТП (если бы они об этом задумались), как ничтожная. В этом смысле функция субъективной плотности времени в переложении на физическую аналогию напоминает функцию Хевисайда — стремительное нарастание от нуля до единицы за секунды или доли секунды.
Важнейший вопрос в другом: как обстоят дела с предопределённостью ДТП на значимом удалении в прошлое? Было ли ДТП предрешено за сутки или нет? Другими словами, настолько ли было плотным время за сутки до ДТП, чтобы событие стало неотвратимым? Может, всё решает банальный случай (когда плотность времени в нашей терминологии равна нулю)? Можно предложить рабочую модель, гипотезу, назначение которой в том, чтобы руководствоваться ею в астрологических интерпретациях, а может быть, если принять более общий масштаб, положить её в основу ответа на вопрос, как работает астрология.
Обратимся к философским корням западной астрологической традиции. Как известно, в основе астрологии лежит объективный идеализм Платона с его концепцией сущностей, сохраняющих своё бытие безотносительно пространства и времени, так называемых идеях, или эйдосах.
У Платона после сотворения космос продолжил своё вращение под воздействием судьбы и врождённого «вожделения» (телеологичности, или божественной провиденциальности). Каждой душе при первом рождении объявляется её дальнейшая участь в чувственном мире. При этом свою участь и отмеренный срок существования имеют все люди и вещи.
Вместе с тем, хотя всем людям и вещам назначена судьба-участь, складывается она в том числе и на основе свободных действий человека. Другими словами, для Платона существует непреложная судьба (вспомним о Мойрах), которой не могут противостоять даже боги-олимпийцы. Это детерминизм, на фоне которого в какой-то незначительной мере (Платон не указывает, в какой) человеку всё же доступны какие-либо свободные действия.
Следует отметить, что вопрос о предопределённости и свободе воли — один из наиболее острых в философии; сложное отношение в вопросе о предопределённости сопутствовало также всей истории астрологии — фраза «звёзды располагают, но не диктуют» была придумана не в XX веке. Тем не менее, детерминизм по факту во многом доминирует в традиционной западной астрологии. Детерминизм дожил до наших дней, и его исповедуют редкие современные астрологи, такие как англичанин Джон Фроули.
Если же обратиться к прошлым векам, то можно вспомнить астрологические афоризмы, которые даже по форме звучат бескомпромиссно: если то-то и то-то, то про- изойдёт то-то и то-то, варианты или вероятности при этом не оговариваются. Вот пример такого афоризма: «Если асцендент попадёт в один из так называемых „немых“ знаков, и Меркурий будет не в человеческом знаке, соединяясь с любой неподвижной звездой сатурнианской природы, натив никогда не будет хорошо говорить, но будет произносить слова с трудом» (Джироламо Кардано) — здесь принципиальным является императив «никогда».
Вернёмся к современности и нашу аналогию рассмотрим с точки зрения астрологии. Зададимся вопросом: были ли показатели на ДТП в гороскопах его участников? Определённо были, причём, скорее всего, не в одном развороте! Где их искать? I дом — личная вовлечённость, III дом — обстоятельства дороги, II дом — материальные потери и издержки, VI дом — вред здоровью, хлопоты, ремонт авто, VIII дом — опасность для жизни, страховые выплаты. И если они были, и были у всех, то кажущаяся случайность ДТП для его участников перестаёт быть таковой и становится фактом неизбежным.
Можно ли было бы предотвратить ДТП? Возможно — да, но в том случае, если кто-либо или все потенциальные участники ДТП предприняли бы сознательные попытки его не допустить (если не ещё одно «но», о котором чуть позже). Обычно никакой целенаправленной человеческой воли перед лицом таких событий, как ДТП, не проявляется, и условия для реализации события формируются с неизбежностью физического закона: если не подставить руку на пути катящегося по наклонной плоскости стального шарика, то он окажется в конечной точке в полном соответствии с физическими законами.
Именно этот факт позволяет говорить нам о высокой плотности времени, то есть о неизбежности события — в данном случае ДТП — в близком будущем. С точки зрения объективного содержания времени ДТП уже было предначертано, просто пришли сроки для реализации этого события.
Формирование будущего, представляется, следует своим внутренним, метафизическим закономерностям, а законы естественных наук — математики, физики, химии — при этом являются лишь частью этих общих закономерностей.
«Но», о котором говорилось чуть выше, — это плотность времени, обусловленная кармическими предпосылками. Некоторые события настолько жёстко и глубоко «прописаны» в будущем, что избежать или предотвратить их не представляется возможным. В человеческой жизни к таким кармическим событиям относятся рождения и смерти людей — определённо они в деснице Божией — сроки человеческих жизней не на Земле решаются, даже если речь идёт об аборте или суициде.
Важнейшие жизненные встречи — супруги, партнёры по бизнесу, прочие люди, чьё взаимное влияние на судьбу оказывается очень большим — как правило, приходят в жизнь по жёсткой колее. В этом смысле они являют собой инструмент провидения, и никто у них на это разрешения не спрашивает. Мы и сами нередко являемся таким инструментом. Астрологически на кармическую подоплёку событий недвусмысленные указания дают затмения (текущие, перинатальные). Можно даже подумать о телеологичности, о наличии замысла, но эти соображения, скорее всего, имеют причиной скудность человеческого ума и нехватку информации. Как всё в той же аналогии с шариком: может показаться чьим- либо прихотливым замыслом, что шарик, скатившись с наклонной плоскости, через какое-то время остановился на ровной поверхности. Однако, с точки зрения жизненного опыта и в соответствии с законами механики никакого чуда и замысла в данном опыте, со всей очевидностью, нет.
Предопределённость событий, законсервированных до срока в плотном времени, позволяет говорить о «запахе времени», который могут чувствовать иные люди. Эта способность, говоря научным языком, называется антиципацией. Представляется, что врождённой антиципацией неизбежных событий обладает каждый, но плотные и сильные энергии физического тела мешают услышать этот запах, подобно тому как сильный и густой запах в парфюмерном магазине жёстко замаскирует тонкий аромат полевого цветка.
Антиципацию можно было бы назвать интуицией, если бы не явные образы, которые, бывает, доходят до людей во снах, в состояниях изменённого сознания или даже наяву: женщина может увидеть лицо своего ещё нерождённого ребёнка, или ещё незнакомого мужчины, который станет её супругом; есть люди, которые явно чувствуют (видят) близкую смерть. Примеров много. В случаях врождённой уникальной одарённости люди систематически демонстрируют парапсихологические способности к ясновидению.
Это всё равно как запущенный вниз по течению реки дрон может снять и передать видео водопада, до которого путешественники, сплавляющиеся на плоту вниз по реке, ещё не доплыли. В реальности путешественников водопада не существует, но он может быть увиден явно посредством технического устройства — дрона, или быть увиден символически — посредством условных знаков на карте местности. С определёнными оговорками астрология посредством своих прогностических методов, собственно, и предоставляет в символическом виде «карту» будущего.
Продолжим рассуждения. В аналогии с водопадом водопад, как физическая реальность, существует объективно за любое разумное время до прибытия путешественников (за миллион лет его, возможно и не было) — в терминах времени — это плотное время. А теперь противоположный пример: рассмотрим погоду. Пусть туристам позвонили, и они узнали, как достоверный факт, что в том месте, куда они направляются на автомобиле, скажем на пикник, в данный момент идёт дождь. Но когда они достигли этого места, признаки недавнего дождя налицо, однако при этом небо ясное и светит солнце. В терминах времени обстоятельства будущего динамичны и активно меняются, плотность времени низкая, будущее не предопределено. Это тот случай, когда ясновидящий может допустить ошибку, увидев один из исходов будущего, которое может быть изменено и действительно изменяется, когда приходит время сопоставить реализованное с предсказанным.
Изъян последней аналогии с погодой состоит в том, что на погоду туристы повлиять не в состоянии, а вот в нашей концепции мы настаиваем на том, что содержание будущего, в отличие от независящих от человека погодных сил, в принципе в какой-то мере может быть изменено волей и намерением людей. Иначе говоря, аналогию с погодой можно сделать сказкой, сделать фантастической или магической, кому как нравится. А именно, узнав, что на месте пикника идёт дождь, туристы предприняли усилия (провели, скажем, ритуал) для того, чтобы дождь прекратить, — дождь над местом пикника к моменту прибытия туристов прекратился.
На низкую плотность времени, таким образом, может быть оказано целенаправленное влияние, и тогда содержание времени может быть скорректировано. Неспроста же Господь создал человека по образу своему и подобию, вложив в его природу могучие способности управляться с физическими и метафизическими силами. Физические законы в иных случаях уступают прямой божественной воле — ведь для Него нет невозможного, а для человека — по вере в Него. Разнообразие чудесных примеров во все века подтверждает сказанное, несмотря на упорные попытки людей от естественных наук доказать физическую невозможность таких феноменов.
Вывод: с точки зрения объективной плотности времени содержание времени в какой-то части предопределено предельно жёстко, в какой-то — может быть откорректировано.
Совершенно очевидно, что объективная предопределённость будущего (плотность времени) устроена значительно сложнее субъективной, основанной на человеческом житейском опыте. На основании субъективной предопределённости мы можем делать выводы о возможностях или невозможностях тех или иных событий, об их высоких или низких вероятностях. Реализация субъективно маловероятных событий воспринимается или как случайность, или как удивительное совпадение (синхронизм), или как чудо. Объективная плотность времени доступна, тем не менее, в форме астрологического символизма, которая, следует добавить, не является единственной.
Таким образом, можно сформулировать ещё один важный тезис: ценность астрологии для клиента состоит в том, чтобы его субъективное представление о содержании будущего дополнить объективными сценариями объективного будущего, доступными астрологу посредством астрологического языка, в частности, посредством астрологических прогностических техник.
Концепция плотности времени позволяет выстроить последовательный подход к астрологической прогностике.
Вот некоторые постулаты этого подхода.
1. Астролог не прогнозирует события, но прогнозирует тенденции. Если речь идёт о конкретных событиях, то астрологические показатели позволяют объективизировать вероятности реализации события. Например, вероятность, что женщине в возрасте, скажем, 44 лет с двумя детьми на руках со скромным достатком, жилищными проблемами и кредитами удастся обрести полноценное партнёрство и выйти замуж, исходя из житейских соображений, можно оценить как крайне низкую. Астрологические показатели в противовес этому могут ясно говорить об исключительно благоприятных условиях замужества в ближайший год вопреки каким-либо умозрительным вероятностям.
2. Плотным временем обладают кажущиеся случайными исходы спортивных состязаний и результаты азартных игр. Действительно, выигрыш или проигрыш становится частью судьбы игрока или спортсмена, и уже поэтому они должны быть прописаны в астрологических показателях, особенно если ставки высоки, то есть последствия значимы.
3. При прочих равных содержание будущего чем дальше отнесено от настоящего момента, тем менее предопределено. Поэтому астрологу следует крайне осторожно давать заключения о делах далёкого будущего, если только нет серьёзных оснований считать, что время, о котором идёт речь, уже сегодня имеет очень высокую плотность. В противном случае о будущем следует говорить «гадательно», то есть со всеми оговорками не в терминах предопределённости, а в терминах тенденций и возможностей.
4. Плотность будущего не остаётся неизменной, при прочих равных нарастая по мере приближения будущего к настоящему моменту. Это происходит подобно тому, как жидкий бетон через час-два уже совершенно непластичен, а через сутки становится камнем. В непосредственной близости плотность времени максимальна, а будущее неизбежно. Это тот случай, о каком писал Михаил Булгаков, когда «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила» — Берлиоз обречен!
5. В ряде случаев плотность будущего очень высока даже на очень больших сроках. Она подобна туннелю в метро, когда обходного или альтернативного пути нет — содержание времени однозначно. Возможно, именно такое жёсткое время ярко, в деталях, в образах, с действующими лицами являет себя особенно чувствительным людям, кому доступны провидческие инспирации.
6. Специфичность хорарной астрологии, в свете рассматриваемой концепции, состоит в том, что она хорошо описывает обстоятельства с очень высокой плотностью времени. Невнятность или нерадикальность в хорарной карте могут, как известно, интерпретироваться как плохая осведомлённость кверента, его сознательные или бессознательные попытки скрыть или исказить обстоятельства его дела, а могут — как показатели на некомпетентность астролога. На основании концепции плотности времени можно нерадикальность или слабость хорарной карты объяснить также тем, что содержание времени ещё не настолько плотно, чтобы явить в хораре чёткий ответ.
Подобно тому, как скульптор, работая над формой в глине, имеет больше возможностей с пластичным материалом, чем с тем, который уже схватывается, в пределе форма не может быть уже никоим образом изменена без механического разрушения — время полностью и однозначно наполнено. Плотное время даёт самые ясные хорары.
Сила I-го дома может дать подсказку о больших или меньших возможностях кверента влиять на формирование будущего, повлиять на которое в принципе возможно. Кстати, в той же аналогии, работа скульптора с совсем уж пластичным (жидким) материалом вообще невозможна — это значит, что применительно ко времени в будущем возможны любые исходы, и в этом случае сознательно сформировать содержание будущего, очевидно, не менее сложно, чем повлиять на содержание плотного времени.
Последнее, на чём можно остановиться в излагаемой концепции, — это соображения относительно того, что в астрологии может указывать на большую или меньшую плотность времени.
1. В радиксе. Всегда следует обращать внимание на гороскоп рождения, который может содержать указания на повышенную плотность времени в судьбе натива. К таким показателям можно отнести: 1) сильное (узкие орбисы мажорных аспектов) выделение личных планет, в особенности Луны, кармическими объектами — Лунными узлами и Лилит; 2) сильное выделение личных планет, в особенности Луны, высшими планетами — Ураном, Нептуном, Плутоном; 3) сильная связь радикса с перинатальным затмением.
2. В синастрии. Сильные кармические синастрические связи — взаимные кросс- аспекты кармических объектов и планет — могут указывать на высокую плотность совместной судьбы связанных друг с другом людей. Такие связи в ста процентах случаев наблюдаются в гороскопах близких родственников (у родителей и детей), у людей, каким-либо образом сильно связанных по судьбе, например, у супругов.
3. В прогностике: 1) сильное выделение радикса транзитными кармическими объектами и высшими планетами; 2) сильное выделение радикса текущими затмениями; 3) одни и те же показатели сквозным образом просматриваются сразу в нескольких прогностических разворотах, включая медленные (дирекции, прогрессии).
Три модальности бытия
Обратившись к астрологии, мы с первых же шагов сталкиваемся с невообразимой сложностью и глубиной символического астрологического языка, под стать сложности самого мира, который астрологический язык призван описывать. По мере погружения в астрологию становится очевидным факт, что информационное содержание, сокрытое в астрологических символах, на порядки в математическом смысле этого слова превышает человеческие возможности воспринимать, сопоставлять, помнить, знать, анализировать.
Даже недискурсивное постижение мира, которое практикуют в иных религиозных традициях, например, в буддизме, обусловлено человеческой природой сознания — увидев или почувствовав нечто, чего не было в человеческом опыте, невозможно познать природу этого феномена. Это с одной стороны. С другой — человеческое сознание умело «прикручивает» неизвестное к тому или иному уже имеющемуся личностному опыту. Этот феномен описан психологической наукой. Таким образом, очевиден весь субъективизм астрологических трактовок, слабость структурирования их по уровням, если не сказать, что в этой области нередко царит полных хаос.
Астрологическая карта — радикс — предоставляет в свёрнутом виде всю возможную сложность объекта описания, в данном случае натива, безо всяких скидок на возможности субъекта описания, то есть — астролога. Другими словами, астролог, осознаёт он это или нет, оказывается погребён под толщей символизмов самого разного уровня, из которого пытается сплести нить содержательной интерпретации на основе собственного человеческого опыта и знания астрологии. Результат интерпретации, по- нятное дело, бывает самым что ни на есть различным. Было бы в высшей степени самонадеянно думать, что даже очень образованный и опытный астролог в состоянии всегда дать корректное и полное фактологическое описание, чего уж говорить о смыслах или о телеологической составляющей любого человеческого бытия.
Задаваемые астрологу вопросы имеют чрезвычайно широкий разброс по уровням и глубине от «почему он мне изменяет?» и «как заработать денег?» до «расскажите, в чём моё высшее предназначение» и «что мне предначертано по карме?». В самих вопросах нет ничего удивительного, поскольку клиентам астрологов порой невдомёк, какие задачи можно решать с помощью астрологии, а какие нет. Хуже другое: астрологи берутся отвечать чуть ли не на любые вопросы, тем самым выходя за рамки своей компетенции.
Астрология, как слабо социализированная дисциплина, к сожалению, предоставляет возможности для безответственных интерпретаций. В этой статье предлагается описание трёх уровней человеческой природы. Отнесение вопроса к тому или иному уровню призвано помочь астрологу принять решение об уровне своей компетенции в задаваемом вопросе.
В рамках данной концепции уровни будем называть 1) бытийным; 2) кармическим; 3) коллективным.
Эти названия, разумеется, условны. Сразу оговоримся, что уровни не иерархичны, то есть не структурируют что-либо, напротив — они отражают различные, отчасти независимые, отчасти взаимосвязанные модальности человеческой природы.
Начнём с первого.
Бытийный уровень, или его ещё можно назвать уровнем реальной жизни, полностью охватывает известную нативу историю его судьбы. В него включается всё, что известно или может быть известно на уровне фактов — даты и обстоятельства собственного рождения, рождения любых родственников и близких людей, события и контексты детства, обучения, воспитания, личной и трудовой жизни, поездки, болезни, повседневная жизнь и т. д. и т. п. Этот явленный и понятный уровень со своей логикой, сопоставлениями, фактами, мотивами, проблемами и удачами, о нём можно говорить самым обыденным языком, который в целом должен быть понятен всякому, кто имеет соответствующий жизненный опыт, находится в близкой социальной страте, владеет тем же языком и т. д.
Всё, что касается этого уровня, полностью подчиняется субъективно переживаемым и математически описываемым макроскопическим законам пространства, времени, причинности. На этом уровне много случайного и неизвестного, прошлое незыблемо, а будущее случайно, вероятностно и во многом неопределённо.
Бытийный уровень может быть хорошо описан квалифицированным астрологом. Более того, именно явления этого уровня астрологу следует в первую очередь уметь описывать. Действительно, если искусство астролога состоит в переводе с языка символов на язык человеческий, то ему — астрологу — достаточно уметь метафизически непротиворечиво и по возможности полно сопоставлять видимую, реальную жизнь с символами и логикой астрологического языка.
Другими словами, для качественной астрологической работы по существу нужны три условия:
1) астролог должен хорошо знать обстоятельства жизни и мотивы людей, иначе — знать жизнь;
2) астролог должен хорошо владеть астрологическим языком;
3) астролог должен уметь качественно донести своё знание до клиента, то есть быть квалифицированным консультантом.
Бытийный уровень — основной, с которым приходится работать астрологам, которые, в свою очередь, помогают клиентам решать повседневные житейские человеческие проблемы в области отношений, здоровья, достатка, карьеры, жилья, удовольствий, детей и всего прочего, что плотно наполняет любую человеческую жизнь. На том же уровне работает подавляющее число психологов.
Нельзя сказать, что это примитивный уровень. Отнюдь! Он непрост и противоречив настолько же, насколько сложна человеческая жизнь, и от времени становится сложнее. В освоении этого уровня не может быть никаких границ — ни в части познания мира, ни в части углубления в астрологический символизм.
Метафизически бытийная модальность отражает историю и содержание человеческой сущности как в физическом, так и в информационном аспекте. Физический аспект здесь имеет особое значение, поскольку две другие модальности, о которых пойдёт речь, физического компонента не содержат. Плотный компонент человеческой природы, подчиняющийся физическим, химическим и биологическим законам в условиях принципиальной борьбы за ресурсы и физическое выживание, создаёт мощный мотивационный импульс, жажду жизни и страх смерти.
Кармический уровень, или кармическая модальность.
Карма — прочно вошедшее в современный русский язык слово — имеет свою самобытную семантику в буддизме и индуизме. Более того, оттенки смыслов по-разному озвучиваются в рамках различных течений внутри того же буддизма.
В нашем изложении мы считаем кармой не подлежащую сомнению идею реинкарнации, то есть факт того, что каждый человек, проживающий жизнь в человеческом теле, в каком-то смысле уже воплощался на Земле, и, скорее всего, когда-либо воплотится вновь. Под кармой в таком случае будем понимать некую информационную составляющую изначально информационной человеческой сущности, которая непостижимым образом воплощается вместе с физическим рождением, имманентно ему присуща, специфична и сопутствует человеку на всём его жизненном пути.
Содержание этой информационной составляющей, по-видимому, в значительной мере определяется обстоятельствами и событиями прошлых инкарнаций. Другими словами, человек, рождаясь, отнюдь не является tabula rasa.
Кармическое информационное содержание обуславливает обстоятельства, события и человеческие связи в актуальной жизни. Вот только если на бытийном уровне есть возможность установить причинно-следственные связи, поскольку и причины, и следствия имеют отношение к одной и той же жизни, одной и той же инкарнации, то кармические причины таятся в прошлых инкарнациях. Обстоятельства прошлых воплощений для большинства людей закрыты. Известны современные и традиционные регрессивные техники, которые позволяют осуществлять частичный доступ к информации о прошлых жизнях (увидеть картинку, пережить эмоционально, узнать факты).
Вместе с тем у природы имеются серьёзные основания скрывать прошлые жизни настолько основательно, что огромное число людей не только не знают об обстоятельствах прошлых жизней, но даже к самой идее реинкарнации относятся, как к суеверию и ничем не доказанному вымыслу. Доказать же факт неединственной жизни отдельно взятого человека не так уж просто, хотя факты есть, и их немало.
Зададимся вопросом, насколько велика сфера кармического? Крайне трудно ответить на вопрос о том, чья природа не вполне ясна. Однако из общих соображений представляется, что информационно она значительно, возможно, на порядки, превышает сферу бытийного. Действительно, в ней сосредоточена информация не об одной жизни индивида, а о череде воплощений со всем многообразием связей в каждом из них, с одной стороны, и о взаимосвязях различных инкарнаций — с другой.
Кроме того, на эти связи накладывается коллективная составляющая, о чём еще пойдет речь. Иначе говоря, за плечами каждого из нас в актуальном воплощении существует обширнейшее информационное наследство, вовлекающее нас в те или иные обстоятельства текущей жизни. Причины этих обстоятельств сокрыты, логика неясна, как неясен и сам факт наличия причин этой жизни в прошлых воплощениях — всё происходящее мы склонны описывать с точки зрения явленной и понятной нам описанной выше бытийной модальности, то есть фактов и событий текущей жизни.
Кармический уровень очень жестко обуславливает актуальное воплощение. Не везде и не всегда, но в иных случаях абсолютно императивно: человеку не оставляется шанса избежать тех или иных событий, встреч с теми или иными людьми, попадания в те или иные обстоятельства. Законы кармы действуют непреложно, подобно физическому закону.
Законы кармы, определённо, есть, но они пока не стали достоянием человечества в той степени, в какой ими стали известные науке законы о природе, обретённые западной цивилизацией. Нет сомнения в том, что иные восточные и традиционные культуры в рассматриваемой области ушли далеко вперёд, однако знания эти яв- ляются уделом узкого круга людей, не заинтересованных в их широком распространении.
С законами природы, данными нам в ощущениях, проще мириться, их проще понимать, а последствия прогнозировать. Например, если мы внезапно увидели несущийся автомобиль, то осознаём, что это именно автомобиль, что остановить мгновенно его невозможно, что свой импульс он набрал за определённое время в прошлом, мы также можем по динамике автомобиля оценить его дальнейшую траекторию. Предыстория движения автомобиля и его природа, как транспортного средства, до момента его наблюдения в нашей аналогии — это кармическая модальность.
Если переложить этот умозрительный пример с кармического уровня на бытийный, то получится, что автомобиль для нас появляется внезапно из ниоткуда, едва ли мы отдаём себе отчёт, что это автомобиль, и как он будет себя вести в будущем, нам тоже совершенно невдомёк. Ни для кого не секрет, что, не зная природы автомобиля, можно легко от него пострадать. Точно так же, не ведая природы и причин кармических событий, мы не можем предусмотреть их последствия, рассчитать результат, предостеречься, действовать на опережение, и, таким образом, попускаем, чтобы обстоятельства развивались помимо нашего осознанного контроля, по естественному и, возможно, худшему для нас сценарию.
Бывает, что осознание причин приходит только вместе с результатом, а иногда и не приходит вовсе. В астрологическом дискурсе понятие кармы звучит, как правило, с негативной коннотацией — ничего хорошего от кармических планет астрологи обычно не ждут. Сказанное — только самый поверхностный уровень понятия кармичности, необходимый для сопоставления его с астрологией и астрологической практикой.
Среди астрологов нет единого взгляда на идею реинкарнации. Эта метафизическая идея напрямую не соотносится с астрологическим языком, поэтому у нашего современника и соотечественника имеется, как правило, своё индивидуальное отношение к этой идее, хотя, представляется, что идею реинкарнации разделяет большая часть российских астрологов. И хотя, как считают, всё в гороскопе так или иначе имеет кармическое содержание, напрямую с кармой ассоциируют лишь такие объекты, как Лунные узлы и Черную Луну (Лилит), часто — ретроградные планеты.
Будучи универсальным, астрологический язык должен описывать все аспекты реальности, в том числе кармические. Тот факт, что астрологический язык должен описывать кармическую модальность, исходя из самой идеи астрологии, как всеобъемлющего языка, вовсе не означает, что астролог-практик может адекватно её описать. Действительно, на бытийном уровне можно сопоставить причины и следствия, поставить им в соответствие астрологический символизм. В этом случае астролог, будучи современником клиента, обычно без труда понимает логику явлений, мотивы участников, и это понимание даёт ему опору для астрологического описания. Если же речь идёт о кармической сфере, то кармические причины событий этой жизни сокрыты не только от астролога, но и от самого хозяина гороскопа. Более того, отсутствуют ясные критерии (если они вообще существуют) отстройки кармически обусловленных событий и встреч от обыденных.
В связи со сказанным как не задаться вопросом, насколько компетентна интерпретация астрологом явлений кармического уровня?
К сожалению, трактовка «кармичности» в устах некоторых астрологов и даже авторов астрологических текстов выглядит абсолютно спекулятивно. В любом случае, списывать что-либо на «тяжёлую карму» безответственно и безопасно, поскольку всё равно проверить эту информацию не удастся. Например, вновь и вновь приходится слышать утверждения типа «у меня Северный Лунный узел в Раке, стало быть, мое кармическое предназначение — заниматься домом, детьми, роднёй».
При этом забывается, что Северный Лунный узел находится в знаке Рака (как и в любом другом) около полутора лет, и трудно поверить, что у всех рождённых на Земле в этот период (по нашим оценкам, около 200 миллионов человек только за эти 1,5 года) — одно и то же «кармическое предназначение». Если брать астрологов-исследователей кармического уровня, то тут, пожалуй, вполне доверять можно только харьковскому астрологу К. Н. Дарагану, автору книги «Астрология трансформации личности. Кармическая астрология и методика коррекции гороскопа».Константин Дараган в 90-е годы лично участвовал в регрессивных экспериментах по сопоставлению гороскопов этой жизни и прошлых воплощений.
Другой связанный с первым вопрос: какие существуют в астрологии методы, позволяющие отнести явления к кармическому уровню?
Судя по всему, явные указания на кармичность дает такая астрологическая техника, как затмения. Идея кармичности, заложенная в затмениях, обосновывается тем, насколько неслучайными при изучении затмений оказываются, казалось бы, случайные события и встречи. Последовательное изложение того, какую информацию можно получить посредством затмений в астрологии и как её трактовать, выходит за рамки настоящей статьи.
Какие можно сделать выводы? Главный — следует крайне осторожно использовать понятие кармы и кармичности, учитывая всю потенциальную спекулятивность интерпретаций с применением этих понятий. Более того, следует избегать употреблять эти термины на консультациях без чёткого изложения семантики. Для клиента выражения «закон Кармы — это закон духовной работы», «гороскоп физического рождения даёт ключ к расшифровке эволюционных задач данного воплощения», «долгом каждого практикующего астролога является определение кармически актуализированных задач данной карты рождения» (фразы взяты из астрологической книги) звучат завораживающе, но едва ли содержательно.
Без внятного понимания термина, слова о карме могут восприниматься клиентом не во всей его сложности, а по большей части эмоционально, как фактор абсолютной предопределённости, да ещё и с негативном оттенком, в худшем случае — как форма манипуляции, информационный заполнитель, когда астрологу по существу сказать нечего.
Коллективный уровень, или коллективная модальность.
В астрологии мы привыкли иметь дело с человеком, как объектом описания, который рассматривается, как обособленный физический и информационный объект. Это абсолютно обоснованно и даже неизбежно, поскольку астрология описывает человеческий мир для людей посредством доступного сознанию человека символического языка.
Человек (микрокосм) сложнейшим образом вписывается во всё, что его окружает, в свой контекст — это и другие люди, и обстоятельства, и то, с чем человек соприкасается, что занимает его внимание и т. д. Посредством астрологического языка астролог, как правило, описывает или
1) субъект-субъектные отношения, то есть синастрию между людьми, или
2) субъект-объектные отношения людей с обстоятельствами их жизни, или
3) возможные сценарии будущего для натива, но чаще всего в отрыве от астрологического описания объектов, составляющих контекст.
В последнем случае имеется в виду, что в радиксе человека могут быть указания на смену работы, и астролог это может увидеть, как увидеть и сроки этих изменений. При этом, однако, как правило, в расчёт не принимается гороскоп предприятия, где человек в настоящее время работает, гороскоп будущего места работы, гороскоп руководителя, подчинённых и т. д., потому что в большинстве случаев сопутствующие гороскопы попросту недоступны.
Судьба предприятия и обстоятельства людей, которые могут повлиять на будущее трудоустройство, в расчёт не принимаются.
Продолжим. Не вызывает сомнения тот факт, что человек одновременно принадлежит состоящим из людей структурам — человек является одним из членов своей семьи, пассажиром поезда среди других пассажиров, жителем города среди других жителей и т. п. Следуя принципу подобия, всё сущее, а не только человек, может быть описано астрологическим языком: и объекты, которые не являются людьми, и те, что объединяют большее или меньшее число людей.
Здесь уместно предложить аналогию с муравейником. Муравейник в лесу воспринимается, как единое целое, совокупность организованного в характерную форму лесного органического материала — иголок, веток, коры — и живущих в муравейнике муравьёв (если муравейник обитаем). Можно ли сказать, что муравейник — отдельный объект, который может быть описан астрологическим языком, притом что под муравейником понимается не материальная составляющая, а совокупность всех населяющих муравейник муравьёв, как единое целое? Да, разумеется, можно! Есть ли у муравейника своя судьба? Да, есть! Действительно, если представить подошедшего к муравейнику подвыпившего грибника, то судьба всех без исключения обитателей муравейника принципиально зависит от того, пройдёт ли грибник мимо, захочет ли высыпать муравьям остатки сахара или решит бросить в муравейник спичку.
А вот насколько связаны судьба муравейника и судьба любого из живущих в нём муравьёв? А если взять на выбор двух разных муравьёв из одного муравейника, есть ли у них нечто общее, что можно было бы отнести на уровень общей судьбы муравейника? Переформулируем те же вопросы в переложении на группы людей. Есть ли общее в судьбе самолёта (всех людей, кто находится в самолёте, как единого информационного объекта) и его командира или любого из пассажиров этого рейса? Если взять гороскоп командира авиалайнера и пассажира, можно ли увидеть у этих двух людей общее, что можно было бы отнести на коллективный уровень самолёта и его судьбы, а точнее — общей судьбы всех, кто находится в самолёте в данный момент?
Ответы на эти вопросы нетривиальны. Для того, чтобы ответить на них, следует понимать, что с информационной точки зрения представляет собой информационный объект «все, кто находится в самолете», или «все жители города», или даже просто «моя семья». Понять этот объект, будучи его частью и будучи только человеком, едва ли возможно, однако осознать, что такое «общая судьба», в состоянии каждый.
Сложность состоит ещё и в том, что в разные моменты времени, а иногда и одновременно, один и тот же человек может принадлежать различным сообществам людей, где у каждого сообщества свой гороскоп и своя судьба. Подобного рода вопросы встают перед астрологом, когда рассматривается какое- либо событие, затронувшие группу людей — серьезное ДТП, авиакатастрофа, теракт, эпидемия, война. Астрологу задают вопросы: «почему я или мой родственник?», «почему этот самолёт?», «можно было бы всё как-то изменить?», «кто виноват и где искать слабое звено?», «если бы был другой водитель (командир, политик, военачальник), случилось бы всё по-другому?»
Вопросы, как говорят, на засыпку. Приходится констатировать, что астролог вынужден работать
1) в условиях ограничений, связанных с его человеческой природой;
2) в условиях катастрофической нехватки информации (ну нельзя знать гороскопы всех участников полёта и данные самолёта);
3) в условиях слабого метафизического понимания объектов, которые не являются людьми или являются группами людей.
Отсюда вывод: астрологу следует крайне осмотрительно браться за объяснения и принимать на себя ответственность за них, давая ответы на вопросы, аналогичные приведённым выше, то есть имеющие отношение к коллективному уровню.
Справедливости ради: нельзя утверждать, что напрочь отсутствуют знания и подходы к астрологическому описанию таких информационных объектов, как группы людей, городов, наций. Есть специалисты, есть метафизические идеи, есть астрологические техники, например техника средних карт. Однако надо признать, что специалистов мало, и техник явно недостаточно, широкого распространения эти знания пока не нашли, а методы сопоставления коллективных объектов и человека ещё требуют своих исследователей. Очевидно, что техники и методы, относящиеся к астрологическому описанию коллективного уровня, потребуют серьёзных астрологических алгоритмов и вычислений. Наши предшественники просто не могли себе этого позволить, а мы, современные астрологи, всего только четверть века как наслаждаемся доступными компьютерами. Дело за будущими поколениями астрологов, за нашими учениками и последователями.
Продолжить рассуждения о трёх модальностях можно как в направлении углубления понятий, так и в направлении взаимодействия и взаимных перекличек модальностей между собой. Однако остановимся здесь.
На основании изложенного практический вывод может быть сформулирован следующим образом.
Если у астролога есть глубокое понимание неимоверной сложности информационных объектов и потоков, в которые ввергается астролог, когда берётся описывать их астрологическим языком, то ему следует крайне тщательно подходить к интерпретациям. Следует помнить о границах своей компетенции, львиная доля которой имеет отношение к бытийному уровню. Бытийная модальность — тот уровень, на котором в силу его наилучшего понимания следует по преимуществу работать астрологу. Развёрнутые, детальные, а тем более императивные интерпретации того, что можно отнести к кармическому и коллективному уровням, крайне рискованны и граничат со спекуляцией.